Вступить в АМБиТ

Итоги семинара, посвященного Всемирной Торговой Организации и преимуществам членства в ней

25 января 2018 г. Проектом USAID «По конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест в Центральной Азии», при поддержке Ассоциации Международного Бизнеса и Технологий (АМБиТ) и коворкингом Ground Zero, был организован открытый семинар на тему «Всемирная Торговая Организация – преимущества членства для Узбекистана».  Семинар был проведен Старшим советником по вопросам ВТО, Йованом Йекичем, при участии юриста по вопросам ВТО, Умидой Хакназаровой.

В настоящее время Узбекистан возобновил работу и шаги по проработке вступления в ВТО, и в различных кругах, люди разделились на «за» и «против» членства в этой организации. Мы хотим поделиться некоторой информацией, итогами и идеями, озвученными в ходе этого семинара.

Из презентации г-на Йекича:

История ВТО. ВТО начала свою деятельность 1 января 1995 года, до этого времени всемирная торговля регулировалась следующим:

Нормативно-правовая база – соглашения ВТО:

Принципы торговли и правила ВТО:

 Основные принципы ВТО:

 Преимущества членства в ВТО:

 Ошибочные представления о членстве в ВТО:

Некоторые интересные мысли, озвученные в ходе семинара по ВТО в АМБиТ:

Международная аккредитация местных органов по сертификации/лабораторий  — одно из важных необходимых требований для экспортирующей страны. В Узбекистане, система аккредитации и сертификации продукции регулируется Законом о техническом регулировании и, к сожалению, он не соответствует требованиям и принципам Соглашения ВТО по Техническим барьерам в торговле.  При вступлении в ВТО, будет необходимо пересмотреть законодательство в области технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер.

Также будут необходимы соответствующие институциональные реформы. Ведомства, комбинирующие функции по аккредитации и сертификации должны будут быть реформированы, поскольку такое положение является конфликтом интересов. Нужно будет гармонизировать законодательство с международными стандартами, в частности, стандартами Международной Организации по стандартизации (ISO).

Уровень доверия к нашей карантинной службе низкий, поскольку служба не принимает решения по фитосанитарным мерам на основе анализа рисков, что является обязательным принципом и требованием как Соглашения ВТО по СФС (санитарным и фитосанитарным мерам) и соответственно, Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР). Кстати, Узбекистан все еще не присоединился к МККЗР и является единственной страной в СНГ, не присоединившейся к конвенции.

Так, например, в Кыргызстане, до вступления был общий тариф 10% на все промышленные товары, вне зависимости от того, производится он или нет и т.д.  После вступления, тариф стал диференциированным, так например, в отношении текстиля, тариф был повышен до 18%, а в отношении сахара до 30% и т.д. Вступающая страна должна показать, какие товарные позиции являются чувствительными и почему, их вклад в ВВП, в экономику и т.д. Нужно будет представить методологию, по которой рассчитываются тарифы.   При этом, ВТО также рассчитывает среднюю импортную ставку по всем товарным позициям страны, в качестве показательной (средневзвешенный уровень и среднеарифметический).

Но нужно отметить, как показала практика, само по себе членство в этих организация до сих пор происходит пассивно. Без соответствующих изменений в законодательстве, без необходимых институциональных реформ, формальное «членство» ничего не значит.  Обязанностью правительства в данном вопросе, является, кроме присоединения к необходимым международным конвенциям, также и проведение законодательных и институциональных реформ. На сегодняшний день, большинство законов, которые по идее должны содержать принципы и правила соответствующих международных конвенций, к которым Узбекистан уже присоединился, не соответствуют этим конвенциям. Закон о техническом регулировании, Законы о пищевой безопасности, Закон о ветеринарии, Закон о карантине растений, Законы связанные с охраной прав интеллектуальной собственности, в особенности в части правоприменительной практики и защиты прав, и т.д. и т. п.  Процесс вступления в ВТО будет способствовать самому главному – реформированию национальной законодательной и институциональной базы. Для этого необходима политическая воля правительства.

Со своей стороны АМБиТ считает, что членство Узбекистана в ВТО позволит открыть новые горизонты, повысить доверие к стране со стороны инвесторов, вывести бизнес на уровень международных стандартов. Конечно, есть определенные риски ввиду входа в страну других производителей и сложная конкуренция местных компаний с ними, однако эти риски нужно минимизировать уже сейчас, но не за счет протекционизма, а за счет повышения конкурентоспособности бизнеса Узбекистана.